Дело было в Саратове - Трамвайная история

13-11-2015
17:50
Тематика:
Культурная



Один из крупнейших городов Российской империи – таким считался Саратов в 19 веке. Богатый город – богатые люди. Одна беда – дорог, как и сейчас, в городе практически не было. После любого дождя или снегопада, улицы превращались в грязное болото. Чтобы перебраться с одной стороны улицы на другую барыни и господа за пятак нанимали встречных мужиков. Дальние расстояния преодолевали на собственных экипажах или с извозчиком. Проезд с последним должен был обходиться в 40 копеек – такую таксу установила городская управа. Плата эта казалась саратовским извозчикам оскорбительной, брали значительно больше. Да и как не запросить лишку за блестящую свежим лаком пролетку на «дутых» шинах, за лошадей в сбруе с металлическими бляхами, за трезвого кучера в цилиндре и синем кафтане с ярким кушаком! 



Дела у саратовских извозчиков шли как нельзя лучше. Все изменилось, когда в городе проложили первые рельсы… 



Авантюрный дворянин и оппозиционный публицист, Леонид Блюммер задумал запустить в Саратове общественный конно-рельсовый транспорт. С городской управой он заключил договор: приобрел исключительное право на строительство и использование в течение 40 лет саратовской конки, а городская управа на этот срок – ежегодный сбор в 1,5-2 тысячи рублей и конку в собственность города по его истечении. 

Условия, которые поставили перед прародителем трамвая городские власти, были весьма жесткие: рельсы необходимо было проложить по всем центральным улицам без перекрытия движения и в очень сжатые сроки – за два месяца каждый маршрут. И Блюммер эти условия выполнил. 

1 мая 1887 года было объявлено о пуске конки в Саратове. Первые два маршрута: по Московской улице от Старособорной (ныне Музейной площади) до железнодорожного вокзала и по Большой Сергиевской (сейчас это ул. Чернышевского) от Московской до Александровской (нынешней Горького)». 



Сейчас эту картину трудно представить: центр одного из крупнейших городов Российской империи, по главной улице - Московской, покачиваясь на ходу, катится открытый вагончик, кутаясь, правит двойкой лошадей, кучер, мальчишки со свистом догоняют вагон и на ходу запрыгивают на запятки, кондуктор в форменном мундире покрикивает на озорников-«зайцев». 

Стоимость проезда - 5 копеек в первом классе, 3 копейки во втором, за поездку по Московской – отдельная плата по тарифным зонам. Недовольные извозчики возмущались, простаивая на площадях – слишком уж дешево, клиентуру всю переманили. Разгневанные, они направили в городскую управу петицию – закрыть окаянную конку! Однако конка просуществовала в Саратове двадцать лет, надолго пережив своего «родителя» Леонида Блюммера. 

Первыми в Саратове электричество начали использовать немцы-мукомолы Шмидты. К началу 20 века все крупные производства обзавелись своими маленькими электрическими подстанциями. 

Городская управа решила осветить весь город, а конку перевести на электрическую тягу. Так началась история создания в Саратове трамвая. 



Появлению в городе «рогатого» транспорта мы обязаны столь часто поминаемой нынче концессии. Городские власти заключили соглашение с бельгийским обществом «Взаимная компания трамваев». За 3 года бельгийцы соорудили на углу улиц Астраханской и Большой Казачьей дизельную электростанцию, протянули линии электропередач и запустили первый саратовский трамвай в 1908 году. 

На пуск первого трамвая собрался весь бомонд, первые лица города и губернии. Высокие гости погрузились с новый вагон, тронулись по маршруту «Пристань-Вокзал»… 

Вдруг остановка – перебой в электросети – новенький вагон покачнулся и пополз вместе с высокопоставленными пассажирами под горку обратно, в сторону Волги. Беглеца удалось остановить через 500 метров. Перепуганных участников пробного пуска высадили из вагона и пригласили «откушать» на квартире у директора бельгийской «Взаимной компании трамваев». Отобедав, «отцы» города с настороженностью под расписку об устранении дефектов все же дали добро на запуск трамвая. 

«С утра вагоны ходили пустые: выравнивалось движение. С трех часов стали возить за плату. Публика хлынула на «новинку», вагоны переполнились. Ни уговоры, ни замечания не действуют: мальчики цепляются за буфера и катаются в полувисячем положении, подвергаясь страшной опасности!», - писали в «Саратовском листке» об этом знаменательном для города событии. 



Транспортная «новинка» пользовалась в Саратове большой популярностью. Еще бы – «роскошью» прокатиться на трамвае могли похвастаться жители немногих городов России того времени. 



Первая мировая война, революция, гражданская война, Великая Отечественная война, лихие 90-е... Трамвай вместе с Саратовом переживал нелегкие времена, помогал городу развиваться. Чтобы понять насколько велик вклад «рогатого транспорта, стоит лишь взглянуть на карту современного Саратова. Мало кто знает, но те самые саратовские «Дачные» - отголоски развития трамвайных маршрутов. Целые микрорайоны Ленинского района получили названия от нумерации остановок Дачной трамвайной линии. Район строился и развивался по ходу движения электротранспорта – появлялись «Поселок 1-й Дачной остановки», «Поселок 2-й Дачной остановки», адреса домов звучали, так: «3-я Дачная остановка, дача №23».



Текст - Ольга Радина



Звук - Станислав Крючков



Фото - Денис Жабкин и oldsaratov.ru

рейтинг (23)
Поиск
Рейтинг Эфиров Рейтинг Новостей
Онлайн трансляция Эхо Москвы в Саратове

ОнЛайн трансляция Эхо Москвы в Саратове