Дело было в Саратове - Кочующий памятник

02-03-2015
17:50
Тематика:
Культурная

Памятник первой учительнице открыли в Саратове аккурат 1 сентября 1996 года в скверике на улице Соляной, рядом с министерством образования. Молоденькая учительница в длинном старомодном наряде читает азбуку вместе с босоногой девчушкой в сарафане – ну просто иллюстрация к толстовскому рассказу «Филлипок», но никак не картинка из современной школьной жизни. Тогдашний губернатор Дмитрий Аяцков хвастался в эфире федерального телеканала, что у нас эксклюзив – памятник самый первый в России. Первый-то, может, и первый, да вот совсем не новый.





Умолчал Дмитрий Федорович, что бронзовая учительница пережила на своем веку уже не одно открытие – в студгородке классического университета и на территории третьей городской больницы. А начинала свою жизнь и вовсе не как самодостаточный монумент, а как элемент большого памятника царю-освободителю Александру II.

Саратов конца XIX века. Грядет юбилей отмены крепостного права. Городская дума заранее озаботилась грандиозными проектами. В честь памятной даты и во славу царю решено установить возле парка Липки помпезный памятник. Эскиз выбирали пять лет через большой конкурс. В финал вышли две работы – статуя царя на постаменте и скульптурная композиция «Правда», этакий символ четырех главных деяний государя: крестится благодарный крестьянин, женщина-болгарка показывает ребенку на царя – освободителя славян от турецкого ига, богиня правосудия – символ судебной реформы и уже знакомая нам учительница – в честь реформы среднего образования.





Выбрать из двух вариантов лучший так и не смогли, решили их попросту объединить. Благо средства меценатов – 35 тысяч рублей – позволяли. Как выглядела эта скульптурная композиция можно представить, посмотрев на памятник Петру Столыпину возле здания Саратовской областной думы. За своеобразную композицию в народе современный столыпинский монумент прозвали «пятым элементом».





Памятник Александру II простоял на площади у Липок только 7 лет. После революции царя с постамента сняли, а все фигуры, кроме учительницы, переплавили. За одну ночь скульптор Павел Дундук сделал гипсовый портрет Николая Чернышевского, его и водрузили на пустующее место. Этот бюст несуразно маленький по сравнению с огромным царским постаментом, но удивительного портретного сходства с писателем простоял довольно долго, вплоть до 1934 года, он кстати до сих пор цел и стоит в студенческом городке классического университета. Своеобразная ирония: царь отправил революционного писателя в ссылку, а гипсовый писатель сверг бронзового царя.





К юбилею писателя на площади решено было сделать более долговечным. На проект памятника Чернышевскому объявили конкурс – 5000 рублей первая премия. Однако место возле Липок пустовало почти 20 лет.





Молодого, задумчивого учителя сельской гимназии, революционера в душе изобразил наш земляк, скульптор Александр Кибальников. Эскиз должен был одобрить сам Сталин. Однако вождю не понравились слишком длинные волосы молодого революционера. Волосы на эскизе «обрезали», но когда монумент отдали на отливку, Кибальников настоял на своем варианте.





Постамент для памятника тоже сделали новый. А царский до сих пор «служит революции» - в качестве опоры для памятника Феликсу Дзержинскому. И сейчас если приглядеться к постаменту на Привокзальной площади, можно увидеть места крепления надписи «Царю-освободителю».



Текст - Ольга Радина



Звук - Станислав Крючков

рейтинг (20)
Поиск
Рейтинг Эфиров Рейтинг Новостей
Онлайн трансляция Эхо Москвы в Саратове

ОнЛайн трансляция Эхо Москвы в Саратове