Дело было в Саратове - Гараж

26-01-2015
12:50
Тематика:
Культурная



Стоп машина! 8 августа 1900 года в два часа дня на улице Московской произошла авария. Первая авария с первым в Саратове автомобилем. «Остановка случилась не от порчи машины, а оттого, что слетел один из передаточных ремней. Мостовые саратовские будут тормозить ход автомобилей: они слишком раскачивают его», – газетчики зафиксировали инцидент. А мы запомним адрес – Московская, 116. Именно в этом здании пятнадцать лет спустя откроется первый саратовский гараж.

Два удачливых дельца Захарий Иванович Иванов – авантюрист и чемпион Поволжья по велогонкам - и Степан Иванович Соколов – торговец лечебно-магическими травами - вместе организовали автомобильное депо. На Московский улице они выкупили здание бывшей «зеркальной фабрики», переоборудовали его в гараж-мастерскую.

«Саратовский автомобильный гараж господ Соколова и Иванова». Телефон номер 602. Всегда! Имеются на складе разных заводов: автомобили, мотоциклетки, велосипеды, шины и автомобильный материал. Масло «вакуум ойл компания» всех сортов. Отпуск бензина, масла, карбида во всякое время дня и ночи! Цены по соглашению! 





Рекламы печатной оказалось мало. Предприимчивый Иванов решил сделать само здание гаража наглядной рекламой. Треугольный верх стены, образованный кровлей, стал «булыжной мостовой». По ней на всех парах мчится с бешеной скоростью автомобиль – 40 верст в час не меньше! Лихой шофер в пылу азарта вцепился в руль, лучи фар пробиваются сквозь клубы дыма и дорожную пыль. Не водителя, но предприимчивого хозяина гаража бережет витающий над авто Меркурий. И только два упитанных амура лениво поглядывают с крыши на суету центральной улицы города Саратова.





Триумф технического прогресса на заре двадцатого века – вот что изображала эта сложная бетонная композиция из барельефа, горельефа и круглой скульптуры. Проект выполнили тогдашние учащиеся Боголюбовского рисовального училища: Софья Резцова и будущий известный скульптор Надежда Хлестова. А вот имя автора реконструкции неизвестно. Говорят, что руку к гаражу приложил главный саратовский архитектор Семен Акимович Каллистратов.

Первая мировая война. Автомобили, мотоциклы, - все, на чем можно было возить раненых с вокзала в лазареты, реквизировано для нужд армии. В гараже с амурами по просьбе Саратовского военно-промышленного комитета открылись автомобильные курсы.

Наступило время перемен. После октябрьской революции гараж реквизировали. Сделали в нем автосекцию, где бывший его владелец – Захарий Иванович - стал преподавателем. Незаменимый автомастер и ас дослужился до заведующего. После этого сведения о нем теряются. При Советах пожилой автомеханик остался не у дел. Поговаривали, что жил он на случайные заработки, мастерил и продавал с рук на толкучке бензиновые зажигалки. В годы НЭПа хотел было развернуться - собрал из железок со свалки и из бывшего гаража легковую машину и пустился в автопрокат.

Только машина его все больше стояла — то у городского сада «Липки», где была стоянка извозчиков, то у дома-гаража, а хозяин ее дремал. И чтобы его не будили напрасно, написал на дверце: «До Волги — один рубль, до вокзала — два, до Первой дачной — три». Поговаривают, что Илья Ильф во время своего путешествия по Волге на теплоходе «Герцен» заезжал в Саратов. У сада «Липки», на стоянке извозчиков, любопытный корреспондент «Гудка» подробно расспросил у старого механика о его самодельной машине. Все сведения были занесены в записную книжку...



Текст - Ольга Радина, звук - Станислав Крючков

рейтинг (14)
Поиск
Рейтинг Эфиров Рейтинг Новостей
Онлайн трансляция Эхо Москвы в Саратове

ОнЛайн трансляция Эхо Москвы в Саратове